pressa.jpg



prezident.gif


Ваши планы в этом году:
развивать бизнес по всем направлениям
удержать занятые позиции
расширить штат сотрудников
сменить сферу деятельности
продать бизнес и начать новый

Результаты опроса

Подписка

Здесь вы можете подписаться на рассылку журнала "ШЕФ". Введите имя и ваш e-mail и нажмите “Подписаться”

Имя

E-mail



Госзаказ: основные изменения №44-ФЗ

 
Продолжается реформа госзаказа. Восемь лет мы работали по правилам Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Но, по мнению законодателя, новая ступень развития госзаказа требует детальной регламентации В результате 5 апреля 2013 года был принят Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ), который призван полностью заменить ныне действующий закон о госзакупках. У заказчиков и поставщиков много вопросов: как относиться к нововведению, как будет отрегулирован сам процесс и так далее. На эти и другие волнующие вопросы журналу «ШЕФ. Первые лица» отвечает Валерий Рыжих, руководитель управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.Шеф: Валерий Яковлевич, расскажите о главных отличиях № 44-ФЗ от № 94-ФЗ? Чего следует ожидать представителям малого бизнеса?Валерий Рыжих: Одна из ключевых особенностей нового закона состоит в определении сферы его регулирования. В отличие от закона № 94-ФЗ, который регламентировал лишь процесс организации и проведения процедур, контрактная система представляет собой достаточно сложный и полный цикл, охватывающий все этапы закупок, начиная от планирования до исполнения обязательств по контракту. Концепция закона о контрактной системе направлена на максимальную конкретизацию прав и обязанностей между заказчиками и поставщиками, вводит дополнительные инструменты исключения злоупотреблений как по отношению к заказчикам, так и к поставщикам (детализированный процесс планирования, нормирование закупок, антидемпинговые меры и др.).В части, касающейся развития малого бизнеса, новый закон расширяет возможности представителей субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Если по 94-ФЗ заказчики обязаны были осуществлять закупку у субъектов малого предпринимательства в рамках 10-20% от общего годового объёма закупок в соответствии с определённым перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, то по 44-ФЗ размер закупок должен быть уже не менее 15% от всего совокупного годового объёма, предусмотренного планом-графиком.

ШЕФ: Как новый закон меняет сроки определения поставщиков и влияет на качество исполнения контракта?В.Р.: Новый 44-ФЗ кардинально не меняет сроки определения поставщиков за исключением проведения аукционов в электронной форме: по новому законодательству срок публикации извещения сокращён на 5 дней. Что касается качества исполнения контракта, то при формировании документации заказчик всегда должен подробно и чётко прописывать все технические и функциональные характеристики, необходимые сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг вне зависимости от того, каким из двух законов он руководствуется.В рамках нового закона введён многоуровневый контроль за закупками, призванный повысить качество всего закупочного цикла. Кроме того, при приобретении товаров, работ, услуг, которые имеют высокотехнологичный, инновационный или специализированный характер, заказчик вправе предъявлять к участникам закупки дополнительные требования к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта, опыту работы, необходимому количеству специалистов и иных работников определённого уровня квалификации, что также должно оказать положительное влияние на качество исполнения контракта.ШЕФ: Новым законом предусмотрено планирование, а как быть в форс-мажорных ситуациях?В. Р.: Законодательство предусматривает планирование закупочной деятельности на один календарный год. При наступлении форс-мажорных ситуаций заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), включив эту информацию в план-график не позднее, чем за один календарный день до даты заключения контракта, а все остальные процедуры проводятся в плановом режиме. 

ШЕФ: При выборе поставщиков на что, прежде всего, будут смотреть – на цену или качество, поскольку закон чётко призывает к экономии бюджетных средств?В.Р.: Законодательство о контрактной системе содержит такой принцип, как эффективность использования бюджетных средств. Цена и качество объекта закупки, согласно закону № 44-ФЗ, входят в число критериев оценки заявки. При проведении аукциона и запросе котировок победителем признаётся участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, при конкурсе - лучшие условия исполнения контракта. При этом в документации о закупке (за исключением проведения аукциона) должно содержаться не менее двух критериев, одним из которых обязательно выступает цена. Таким образом, законодатель ставит на первое место именно стоимость закупаемых объектов. Между тем, такой подход нельзя рассматривать как слепую экономию бюджетных средств без оглядки на качество и иные критерии, поскольку основная идея, которой служит законодательство о контрактной системе, – выбрать лучшее при наименьших затратах, а грамотно составленная документация о закупке позволит получить товары, работы и услуги необходимого качества.

ШЕФ: Могут ли заказчики в плане-графике точно указать максимальную цену товара или услуги в начале года, если закупка будет осуществлена в конце года? В.Р.: Заказчики, формируя план-график в начале года, указывают ориентировочную максимальную цену контракта по каждой позиции. Законодательство предусматривает несколько случаев внесения изменений в план-график, один из которых предполагает корректировку ориентировочной цены контракта. 

ШЕФ: Депутаты Воронежской областной думы подготовили поправки в федеральный закон о госзакупках. Расскажите, что бы хотелось в нём изменить?В.Р.: В связи с тем, что Закон № 44-ФЗ действует не так долго, возникают некоторые вопросы и предложения в применении его положений в части проведения экспертизы, подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства, заключения контракта на аренду спортивных объектов. Так, к примеру, согласно Закону о закупках, для проверки результатов, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу. При этом она может осуществляться заказчиком своими силами. Между тем одно из положений Закона № 44-ФЗ указывает на то, что для приёмки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги может создаваться приёмочная комиссия, состоящая не менее чем из пяти человек. Поскольку экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, является одним из элементов этапа приёмки товаров (работ, услуг), возникает вопрос, могут ли осуществлять экспертизу члены приёмочной комиссии? Для устранения указанной неточности целесообразно ввести в закон понятие «экспертная комиссия», которая может создаваться заказчиком для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.На практике также часто встречается ситуация, когда в штате заказчика отсутствуют специалисты, которые могут провести экспертную оценку результатов (например, лекарственных препаратов в учреждениях социального обслуживания), что вызывает необходимость привлечения эксперта на контрактной основе. Между тем, при небольшой сумме закупки, стоимость экспертных услуг может быть сравнима или превышать стоимость контракта. Исходя из этого, предлагается проводить экспертизу только в случае, если цена контракта превышает 500 тыс. рублей. Ещё одна неточность Закона № 44-ФЗ связана с подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства. Так, статья 30 Закона устанавливает обязанность участников закупки указывать в заявках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства. Между тем, статья 66 содержит говорит о том, что заявка на участие в электронном аукционе должна включать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в качестве субъекта малого предпринимательства. В связи с этим возникает неопределённая ситуация: нужно только лишь указать в заявке на принадлежность к субъектам малого предпринимательства или же эту информацию необходимо подтвердить, и, если подтверждать нужно, то какие документы будут служить доказательством этой принадлежности? Решение такого вопроса видим в соответствующем уточнении федерального законодательства.Ещё одна неоднозначная ситуация складывается вокруг спортивных объектов, многие из которых находятся в частной собственности. Поскольку государственные учреждения физкультуры и спорта в целях проведения спортивных мероприятий и организации тренировок вынуждены арендовать помещения, а потенциальные арендодатели зачастую не заинтересованы в участии в торгах, целесообразно, на наш взгляд, дополнить статью 93 Закона № 44-ФЗ нормой, позволяющей заключать договор аренды спортивных объектов с единственным поставщиком.
Текст: Ирина Шабанова 
rightb.png

Войти на форум


Издательский дом “Социум”, 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11Б E-mail: rdw@rdw.vrn.ru