pressa.jpg



prezident.gif


Ваши планы в этом году:
развивать бизнес по всем направлениям
удержать занятые позиции
расширить штат сотрудников
сменить сферу деятельности
продать бизнес и начать новый

Результаты опроса

Подписка

Здесь вы можете подписаться на рассылку журнала "ШЕФ". Введите имя и ваш e-mail и нажмите “Подписаться”

Имя

E-mail



Эра франчайзинга

 
По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98%. Сегодня он получает банковскую и правовую поддержки, бурлит интересными концепциями и предложениями


Тенденции развития
Мировому опыту франчайзинга более ста лет. Однако в Россию эта модель ведения бизнеса пришла относительно недавно: в конце 1990 года американская компания «Баскин Роббинс» продала на нашей территории первую франшизу. С тех пор франшизный рынок получает всё большее распространение в России, являясь одним из самых действенных способов повышения эффективности и конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Использование франчайзинга позволяет существенно снизить риски, связанные с самостоятельным выходом на рынок, снимает с начинающего бизнесмена ряд задач, позволяет быстро «раскрутить» своё дело. 
Понятно, что на начальном этапе франчайзинг в России развивался благодаря иностранным компаниям, и связано это было с необходимостью внедрения в отечественную экономику новых методов ведения бизнеса. Сегодня иностранные бренды постепенно уступают позиции российским маркам. Так, согласно статистике каталога франшиз журнала «Франчайзи», уже к началу 2013 года 72% предлагаемых россиянам франшиз были родом из самой России. Более того, многие российские франшизы предназначены не только для своей страны, но и для экспорта в страны СНГ. И ещё один любопытный факт: появляются успешные региональные франшизы - идёт развитие не только из Москвы в регионы, но и в обратном направлении. Безусловным лидером по количеству предлагаемых франшиз остается торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Второе место по разнообразию предложений занимает сфера общественного питания. Замыкают тройку лидеров франшизы в области бытового обслуживания и услуг. Однако, по мнению аналитиков, в ближайшее время ожидается значительное увеличение использования системы франчайзинга и в других направлениях, таких как: туристический, гостиничный, рекламный бизнес, информационные технологии, строительство и производство, юриспруденция. Уже в 2012-2013 годах стали активнее развиваться франшизы авто (автосервисы, автомойки, магазины автозапчастей, прокат автомобилей и т.д.), медицины и здоровья, дошкольного воспитания, дополнительного образования и развлечений. 
Факторы ростаВ начале текущего года были опубликованы результаты масштабного исследования, проведённого порталом Franshiza.ru. В нём подведены итоги 2013 года для российского рынка франчайзинга и определены факторы, влиявшие на динамику его развития. Согласно ему продвинулось вперёд правовое сопровождение франчайзинговых взаимоотношений. Стадии обсуждения проходит Федеральный закон «О франчайзинге в Российской Федерации». А пока внесены изменения в договор коммерческой концессии, который сегодня регулирует отношения между франчайзером и франчайзи. Так, сроки его регистрации в Роспатенте раньше достигали 10-12 месяцев, а до момента регистрации он не считался заключённым. Кроме того, госпошлина за регистрацию договора составляла довольно внушительную сумму – 25 тыс. рублей. Год активной совместной работы Российской ассоциации франчайзинга, Минэкономразвития и Роспатента принес свои плоды: сроки регистрации договора удалось сократить до 2-4 месяцев, а размер госпошлины – до 13,5 тыс. рублей.
Стали доступнее банковские кредиты на открытие бизнеса по франшизе. Первопроходцем в таких программах можно считать «Сбербанк», у которого уже порядка сотни франчайзинговых партнёров. В прошлом году выводить на рынок подобные банковские продукты стали ВТБ, Райффайзенбанк, Росбанк и др., а финансовая группа «Лайф» даже запустила программу софинансирования франчайзинговых проектов в рамках специально созданной структуры – фонда «Лайффранчайзинг». Кроме того, теперь при открытии новых предприятий франчайзи могут воспользоваться специально адаптированными под франчайзинг программами лизинговых компаний. И наконец, росту отечественного франчайзинга способствовали новые торговые площади - в 2013 году их было построено 1,65 млн. кв. м, в том числе качественных торговых центров. Примечательно, что более половины этого объёма пришлось на средние и малые российские города. А учитывая тот факт, что управляющие структуры торговых центров обычно не рассматривают в качестве арендаторов компании «без имени», франшиза раскрученной концепции для многих предпринимателей стала единственной возможностью доступа к аренде перспективного помещения. 
Среди других факторов, влиявших в прошлом году на темпы развития франчайзинговой системы, эксперты выделяют рост числа франшиз из регионов, резкое увеличение франчайзинговых точек в сфере услуг бизнесу и населению, конверсионный франчайзинг, приход на рынок новых международных игроков. Так, например, на карте России чётко выделяются несколько регионов, в которых система развивается ускоренными темпами. Это Тюменская и Челябинская области, Нижний Новгород, Самара, Пермь, Омск, Владивосток, Краснодарский край, Республика Татарстан. В них зародились и прошли обкатку концепции, претендующие на статус федеральных.В сфере услуг рост франшиз произошёл как за счёт уже развитых и высококонкурентных сегментов (фитнес, туристические агентства, детские центры, предприятия индустрии красоты), так и за счёт новых для России инновационных направлений франчайзинга. В 2013 году свою франшизу рынку предложила компания ORRLA, оказывающая услуги в области проведении инвентаризации. А компания InfoLife с непривычной для российского рынка концепцией «услуги по тестированию способностей человека по отпечатку пальцев, основанные на специальной методике» стала прошлогодним лидером по числу открытых франчайзинговых точек.
В 2013-м особенно активно предпринимателями использовался конверсионный франчайзинг. Например, международная сеть по продаже букетов и доставке цветов Megaflowers готова принять под свой бренд действующие цветочные салоны, предлагая при этом весь стандартный для франчайзинга набор услуг и опций. Сеть фитнес-клубов FitStudio за несколько месяцев подписала более 30 договоров по открытию фитнес-центров под своим именем по всей России. А сеть туристических агентств «РоссТур» благодаря системе конверсионного франчайзинга смогла увеличить за год число точек более чем в два раза – размер сети достиг 440 агентств.Среди международных игроков, пришедших в прошлом году на российский рынок франчайзинга, можно выделить американские сети. Это кафе-пекарни Wetzel’s Pretzels, компания «ЭнЭфРус», получившая на 40 лет право развития в России культовых сосисочных Nathan’s, известный бренд мороженого Dippin Dots и обувная сеть Steve Madden, насчитывающая около 500 магазинов по всему миру. 
По воронежским меркамОбщероссийская тенденция роста франчайзингового рынка затронула и такой крупный мегаполис как Воронеж. Один за другим в городе появляются торговые центры. Кроме того, финансово-кредитный сектор стал рассматривать франчайзинг как точку роста в экономике и начал активнее кредитовать воронежских франчайзи. Надо отметить, что воронежский рынок франчайзинга довольно разнообразен. Широко представлены торговля, общепит, сфера услуг. И многие специалисты предлагают искать свою франшизу в этих сегментах, выбирая предложения, которые существуют на рынке не менее пяти лет, а сеть включает от 25 компаний-франчайзи. Другие рекомендуют присмотреться к новинкам туристической, гостиничной, спортивной области, а также IT-сфере и автомобильному делу – ведь по прогнозам экономистов именно в них ожидается рост популярности франшиз. Так или иначе, для успешности бизнеса выбирать франшизу стоит тщательно, тем более что специалисты предрекают российскому франчайзингу большое будущее - ведь его развитие способствует подъёму и стабилизации малого бизнеса, который, в свою очередь, должен вносить весомый вклад в экономику страны. В статье использованы материалы: журнала «Франчайзи», ИД «Трибуна», RFRANCH, Kupi-franshizu.ru, franchuniverse.ru, zarabotay-dengy.ru
***Рейтинг самых успешных франшиз-2013 1. SUBWAY2. INVITRO3. MILAVITSA4. «Шоколадница»5. SELA6. «Лукойл»7. «33 пингвина»8. «KillFish»9. InfoLife10. «Бегемотик» 
По данным «Моя франшиза.ру»
Текст: Надежда Бубнова
 
rightb.png

Войти на форум


Издательский дом “Социум”, 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11Б E-mail: rdw@rdw.vrn.ru