pressa.jpg



prezident.gif


Ваши планы в этом году:
развивать бизнес по всем направлениям
удержать занятые позиции
расширить штат сотрудников
сменить сферу деятельности
продать бизнес и начать новый

Результаты опроса

Подписка

Здесь вы можете подписаться на рассылку журнала "ШЕФ". Введите имя и ваш e-mail и нажмите “Подписаться”

Имя

E-mail



Ни слова по-русски!

 
Сегодня мы беседуем о летних лингвистических лагерях, в которых дети ориентированы не только на повышение уровня английского языка. Опытом организации языковых лагерей с нами поделились директор школы «Интерлингва» Елена Киктева (г. Воронеж) и директор туристической компании «Альбион» (г. Плевен, Болгария) Инна Сантриева

Елена Киктева

кандидат филологических наук, доцент, генеральный директор НОУ «Интерлингва», заместитель председателя правления воронежского регионального отделения общероссийской общественной организации – «Конфедерация деловых женщин России», автор многочисленных научных трудов и обучающих программ

ШЕФ: Елена Ивановна, ваша школа существует уже 21 год. Как возникла идея открыть языковую школу?

Елена Киктева: Дело в том, что я всю жизнь занималась методикой обучения иностранным языкам, особенно вопросом интенсификации процесса обучения иностранным языкам. Много лет заведуя кафедрой в одном из ведущих университетов, я была ограничена рамками учебной программы, которую была обязана выполнять. Это не давало свободы творчества. Например, однажды я пела со студентами песню про грамматические правила, которую сочинила сама, а ректор проходил мимо аудитории и услышал наше пение. Затем меня вызвали в ректорат и пояснили, что на уроке я должна читать, переводить текст и ничего лишнего не выдумывать.

ШЕФ: И вы решили выйти за рамки «привычного» – открыть собственную школу?

Е.К.: Да. Я искала новые формы работы, хотела создать круг единомышленников. Надо сказать, это были совсем другие времена – учебной литературы не было, было непросто. Однако мне все-таки удалось достать учебники из США и начать заниматься по ним. Это была именно та коммуникативная школа, как ее понимают американцы. Я открыла учебный центр «АВС» и начала вести интенсивные курсы для предпринимателей. Мне повезло – в начале 90-х я была приглашена в США на длительную стажировку (из России было всего два человека). Там я получила огромный опыт и понимание, как и на чем строить свои программы обучения.

ШЕФ: Откуда появилось название «Интерлингва»?

Е.К.: Дело в том, что наши американские партнеры не воспринимали «АВС» как название школы. Поэтому мы вместе со студентами придумали и новое название – «Интерлингва», и логотип. Я рада, что сегодня «Интерлингва» – это школа, основанная на лучших достижениях методической науки. У нас работают замечательные преподаватели, ведущие специалисты в области коммуникативной методики, обладатели международных сертификатов. Мы гордимся тем, что они разрабатывают авторские программы, учебники и пособия. У нас есть программы для дошкольников, школьников и взрослых людей, а также специалистов самых разных профессий. Мы активно сотрудничаем со школами – недавно выпустили учебник под названием «My city is my pride» (Мой город – моя гордость) о Воронеже на английском языке. Этот учебник помогает детям научиться интересно рассказывать иностранным гостям о родном городе. В этом уникальном образовательном проекте участвовали и ученики «Интерлингвы». Они сочинили стихи о Воронеже и записали на английском языке истории ветеранов войны. Мы очень дорожим сложившейся в нашей школе атмосферой сотрудничества, мы растем и развиваемся все вместе. Словом, школа – это вся моя жизнь.

ШЕФ: Поделитесь, пожалуйста, опытом, насколько это эффективно – изучение языка в языковом лагере? И интересно ли детям пребывание в нем?

Е.К.: Безусловно, интересно по разным причинам. Во-первых, они общаются, во-вторых, постоянно чем-то заняты – строят корабли, отправляются в путешествие, ищут секретные файлы. Надо сказать, что мы уже 20 лет занимаемся этим вопросом и долго работали с США, перенимая опыт. Сначала это был обмен учениками – в течение лета мы организовывали пребывание наших учеников в летних лагерях США, а американские дети жили в наших семьях. Отсюда родилась идея создания лингвистических лагерей. Я видела бойскаут и герлскаут лагеря, в которых отдых организован с ориентацией на определенный результат. Такого у нас не было. Это то, чем я «заболела» и что мне впоследствии удалось успешно реализовать. Сегодня мы имеем целый спектр программ, направленных на всестороннее развитие детей. Это, прежде всего, обучение английскому языку, культуре англоязычных стран, умению проявить себя в обществе сверстников, театральный кружок и многое другое. Например, мы переняли опыт зарубежных коллег в организации drama classes. Это мини-спектакли с обсуждением проблемной жизненной ситуации и предложением решений на выбор, где самое главное – дискуссия и совместно выработанный план действий. В результате дети общаются, оставаясь самими собой, высказывают свою точку зрения. Согласитесь, это очень ценно.

ШЕФ: Как вы считаете, насколько повышается уровень знаний английского языка после двухнедельного пребывания в лингвистическом лагере?

Е.К.: Мы, конечно, не подсчитываем количество новых слов, что наши дети выучили за это время (смеется). Гораздо важнее преодоление языкового барьера, победа над собственными страхами. Приведу простой пример – в одну из наших поездок в Лондон дети на занятиях английским обсуждали вопросы экологии. Затем я предложила преподавателю-англичанину спонтанный проект: ученики вышли на улицу и, останавливая прохожих, задавали им вопросы: «Какой марки у вас сотовый телефон? Как излучение мобильного телефона влияет на здоровье человека?» и т.д. Видели бы вы, как у детей горели глаза, когда англичане вдумчиво давали ответы, а они гордо записывали нужную информацию. Один мальчик в группе был очень стеснителен, не мог преодолеть себя и вымолвить слово, но, участвуя в этом интервью, поборол свой страх и стал разговаривать по-английски. Вот что важно!

ШЕФ: Расскажите, пожалуйста, какие лингвистические лагеря вы планируете организовать этим летом?

Е.К.: В этом году у нас будет уже четвертый сезон летнего лингвистического лагеря, где предполагается полное погружение в английский язык по заданной тематике. Вообще, девиз всех наших поездок и пребывания в летнем лагере – Not a word in Russian! (ни слова по-русски). В этом году лагерь будет организован на территории турбазы «Лесная сказка». И спасибо за это большое Игорю Комарову, который помог нам в предоставлении летних домиков и даже обещал оформить их в английском стиле.

Что касается программ, то в этом году у нас будет два проекта – традиционная «Школа юного краеведа» и абсолютно новая «Школа лидерства». Расскажу немного о каждом проекте. Мы уже второй год проводим областную лингвокраеведческую олимпиаду «Воронеж – город общения». В прошлом году в ней приняло участие более ста детей из разных школ Воронежа и области. А победитель получил двухнедельную поездку в Англию. В этом году мы также проводим олимпиаду, посвященную 125-летию со дня рождения С.Я. Маршака.

ШЕФ: Интересно. А дети какого возраста могут принять участие в олимпиаде? И где посмотреть условия конкурса?

Е.К.: Подробная информация есть на сайте www.interlingua.edu.ru. А возраст участников 6 – 11 классы. Программа стартовала 20 февраля, подведение итогов будет 20 апреля. Приз, конечно же, – двухнедельная поездка в Англию в языковую школу.

ШЕФ: Несколько слов о новом проекте «Школа лидерства»...

Е.К.: Как я уже сказала, школа будет организована в период с июня по август на территории турбазы «Лесная сказка». Мы планируем развивать в детях лидерские качества посредством работы в команде, учить понимать себя, свою роль в обществе. Для этого мы используем ролевые игры, игры-тренинги, выступления на сцене. Эта программа разработана преподавателями английского языка совместно с психологами. Наша цель – научить детей мыслить стратегически, определить свой лидерский стиль и, конечно, снять «языковой барьер» и научиться общаться в команде.

ШЕФ: Какие у вас планы на лето этого года?

Е.К.: Хотелось бы начать сотрудничать с болгарской компанией «Альбион», которая предлагает международный лингвистический лагерь с преподавателями из Великобритании на морском побережье. Хотя, подчеркну, все наши зарубежные поездки и лингвистические лагеря – это не только отдых: мы едем работать, учиться и познавать. Об этом я всегда предупреждаю и детей, и родителей. Кроме того, есть в планах поездки в Чехию, которая тоже славится своими летними языковыми программами. Поэтому я собираюсь в ближайшее время посетить Болгарию и Чехию, чтобы своими глазами увидеть, где будут жить дети, что они будут есть, в каких мероприятиях будут участвовать.

ШЕФ: Вы всегда лично исследуете маршрут?

Е.К.: Конечно! Я никогда не отправляю детей просто так, наобум, всего лишь прочитав программу пребывания в лагере. Мне важна каждая деталь. Более того, я лично беседую с каждым родителем, когда набираю группу для поездки.

ШЕФ: Какова численность таких групп?

Е.К.: Обычно 10-12, не больше. С группой едут 1-2 преподавателя школы «Интерлингва», которые постоянно находятся с детьми.

ШЕФ: Поделитесь, пожалуйста, своими глобальными проектами. Что вам хотелось бы еще сделать для детей, для города, для себя лично?

Е.К.: Вообще, мне хотелось бы организовать не только английский лагерь, но и французский, немецкий, испанский. Я работаю над этим вопросом.

Если говорить о масштабных проектах, то мечтаю об открытии Института гуманитарного образования. Мне не нравится ограничивать образование одним лишь иностранным языком. Язык – это только средство для достижения главной цели, воспитания элиты. Под элитой я понимаю не благосостояние, а то, что есть у человека в голове, его интеллект, гуманитарный капитал. Поэтому сейчас я изучаю современные разработки по этой проблеме, привлекаю талантливых людей. Я отвела себе на это два года. У меня хорошая команда профессионалов и единомышленников. Уверена, вместе нам удастся сделать это для города, для региона!

santrieva.jpgБолгария Инна Сантриева

директор туристической компании «Albion Tour», в прошлом ключевой руководитель компаний «Кока-Кола», «Идеал Стандарт Интернейшенл»

ШЕФ: Инна Львовна, скажите, почему вам показалась интересной идея открыть турфирму? Вам нравится этот бизнес, его легче всего организовать в Болгарии или это была потребность рынка?

Инна Сантриева: Думаю, все вместе. Вообще, судите сами, Болгария – страна с большим потенциалом и отвечает всем условиям развития турбизнеса: солнце, теплое море, горнолыжные курорты зимой, исторические памятники, и, что особенно ценно в наших современных условиях, Болгария – спокойная и безопасная страна, с очень дружелюбным населением.

ШЕФ: Если говорить об организации лингвистических лагерей, брали ли вы за основу чей-то опыт? Или все пришлось начинать с чистого листа?

И.С.: Я всегда стараюсь прислушиваться к советам, но в данном случае все пришлось начинать с нуля. Однако сама идея возникла уже давно – с момента поступления на работу в компанию «Coca Cola». Знания у меня были серьезные, диплом с отличием, а с английским языком – проблемы, однако мне по работе надо было много общаться с англоязычным руководством. В голове полно идей, а передать не могу, поэтому пришлось срочно учить язык, и это было нелегко, когда у тебя семья, маленькие дети, бытовые и рабочие проблемы. Надо сказать, я продвинулась по карьерной лестнице, но мой английский, выученный на скорую руку, создавал мне определенные трудности в командировках, на презентациях, в общении с коллегами. Ведь по-настоящему язык учится годами, постепенно наслаиваясь и укладываясь по полочкам. Поэтому сегодня в лагере, который мы организуем, стараемся помочь ребятам «развязать» язык, дать возможность пообщаться в неформальной обстановке и, возможно, подтолкнуть их к более усердному изучению языка в будущем.

ШЕФ: Чем отличается ваш лингвистический лагерь от других?

И.С.: Дело в том, что сама по себе идея создания языкового лагеря с преподавателями из Великобритании не нова, и спрос на этот вид услуги существует уже давно, но в основном это недешевое удовольствие. И, к сожалению, не всегда качество обучения качественное. Мне хотелось избежать чужих ошибок при организации нашего лингвистического лагеря. Так, анализируя опыт коллег, я составила план действий:

1. Обеспечить приличные условия за доступную цену.

2. Работать с квалифицированными преподавателями – носителями языка.

3. Согласовать процесс обучения в лагере со школьным учебным процессом.

Безусловно, это было нелегко, но возможно. Болгария является членом Европейского союза, поэтому нам легче найти преподавателей из Великобритании. Сегодня в нашей школе работают преподаватели с интересным жизненным опытом. Например, мои коллеги Колин и Вики жили и преподавали во Франции, Чехии и Португалии, Дарен – в Северной Корее, а Хенри – в Малайзии. Согласитесь, хорошая страноведческая картина.

ШЕФ: Как вы выбираете языковые школы, с которыми сотрудничаете?

И.С.: Отличительной чертой нашего летнего лагеря является то, что мы стараемся работать со школами, доказавшими свой профессионализм. Мы очень тщательно подбираем партнеров. Школа английского языка «Real English School» основана в 2005 году, а ученики школы успешно сдают экзамены FCE, CAE, CPE, TOEFL, SAT. И это неудивительно, поскольку преподавательский состав школы во главе с директором Колином Уильямсом накопил серьезный опыт в подготовке к сертификационным экзаменам – им даже выпала честь принимать международные экзамены в Болгарии. Честно признаюсь, что целый год посещала вечерние курсы английского языка этой школы только для того, чтобы проверить качество и организацию процесса обучения.

ШЕФ: А как вы выбираете учеников для лагеря? Наверняка не всем рассылаете предложения?

И.С.: Верно. Мы с большим вниманием подходим и к выбору учеников, которые приедут в наш лагерь, они должны быть ориентированы на серьезное отношение к работе, иметь желание изучать язык. Одной из школ, которая создает благоприятное впечатление и с учениками которой нам бы хотелось поработать, – «Интерлингва». Уверены в том, что объединенные усилия принесут гораздо больше пользы. И, сотрудничая, преподаватели школ смогут обменяться полезным опытом. Мы также постараемся согласовать преподавание в лагере с учебной программой в школе.

ШЕФ: Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях в лингвистическом лагере.

И.С.: Для детей, помимо 7 часов английского языка в день, подготовлены экскурсии в варненский дельфинариум, астрономическую обсерваторию, а также поход в знаменитые карстовые источники в г. Девня и многое другое. Что касается условий проживания, то основное правило, которого я придерживаюсь, – быт в лагере должен быть организован таким образом, чтобы я спокойно могла бы отправить туда своих детей.

ШЕФ: Как вы считаете, лингвистические лагеря – перспективное направление? И как вы планируете развиваться дальше?

И.С.: Считаю это перспективным направлением, особенно в сочетании с морским отдыхом. А интерес к нему будет увеличиваться, так как невозможно остановить процессы интеграции и глобализации. Знание иностранного языка в наше время – не роскошь, а необходимость. Поэтому в ближайшем будущем хочу организовывать такие школы и для взрослых. Язык нужно постоянно поддерживать и развивать, а текущие проблемы на работе и дома отнимают много сил и времени, мешают сосредоточиться. Так что двухнедельная школа для взрослых с отрывом от ежедневных забот должна быть достаточно эффективной. Словом, жду вас всех в Болгарии!

Текст: Инна Деменко 
rightb.png

Войти на форум


Издательский дом “Социум”, 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11Б E-mail: rdw@rdw.vrn.ru