pressa.jpg



prezident.gif


Ваши планы в этом году:
развивать бизнес по всем направлениям
удержать занятые позиции
расширить штат сотрудников
сменить сферу деятельности
продать бизнес и начать новый

Результаты опроса

Подписка

Здесь вы можете подписаться на рассылку журнала "ШЕФ". Введите имя и ваш e-mail и нажмите “Подписаться”

Имя

E-mail



По дороге столбовой

 
Во время возникновения славного нашего города дорог государственного значения в России всего было семь, радиально расположенных от Москвы.
Они имели главные направления, по которым шла почта, рассылались различные грузы и денежное довольствие, в случае военных действий посылались войска. Четвертая дорога из этой семерки вела к Дикому полю, где на страже Московии стоял город Воронеж и другие крепости в составе Белгородской черты. Она-то со временем и станет известной сегодня современной дорогой в южном направлении – М4 «Дон».


Ширина ее, как и других больших, или ямских, дорог принималась при Д. Пожарском в три сажени, а это была полоса в 6,4 м. Она отличалась от проселочных, которые должны были иметь ширину в две сажени. Главная дорога должна быть расчищена от зарослей и камней, особенно тщательно следили за мостами и переправами через водные преграды. В лесных массивах устраивались «засеки», которые должны быть преградой для вражеской конницы. Дорога с засеками называлась «засечной чертой». К примеру, сохранившиеся «засечные леса» через всю Тульскую область назывались «Поясом Богородицы», как бы являясь для Москвы оборонительным рубежом.

В городах и крепостях существовали заставы, где вели учет въезжающих, проверяли документы и отмечали «подорожные». А с появлением периодических печатных губернских изданий в первой половине ХVIII века в них публиковали списки проезжавших через населенный пункт и менявших лошадей. Так Воронеж получил сведения о неоднократном посещении города поэтом Лермонтовым, другими видными персонами. Но особое значение дорога Москва – Воронеж приобретает в Петровскую эпоху.

Из Московской в Задонскую

В 1700 году конно-почтовое сообщение между Москвой и Воронежем становится постоянным. Появился регулярный маршрут: Москва – Серпухов – Тула – Ефремов – Елец – Тешев (Задонск) – Хлевное – Воронеж. Обочины дороги обсадили деревьями и с 1701 года поставили верстовые столбы. Через каждые двадцать верст устроили постоялые дворы и станции, где можно было переменить лошадей и отдохнуть.

doroga2.jpgОт разбойников дорогу в лесу расчищали шириной в 15 саженей, и там запрещалось пахать землю. Появились на заставах будки и шлагбаумы. Проверка подорожных велась тщательно, частные торговые грузы шли через таможню, где строго учитывались на предмет налого-обложения. Именно с той поры в Воронеже сохраняется топоним «Застава».

После прекращения массового кораблестроения под Воронежем с 1711 года и с началом строительства новой столицы – Петербурга – Московский почтовый тракт из грузового все больше становится почтовым, а с 1779 года, когда древний Тешев переименовывается в Задонск, его все стали называть Задонским.

11 марта 1774 года Екатерина II утвердила план, предписав места для кузниц и ямской слободы у городских застав со шлагбаумами. Таких на плане Воронежа было две: Московская и Острогожская заставы – въезд в город Воронеж по Московской дороге, имеющей важное государственное значение, и выезд из города на Острогожск по дороге губернского значения. В екатерининское время Воронеж обзаводится крепким Чернавским мостом и придаченской дамбой. Этому мы должны быть благодарны генерал-губернатору Василию Алексеевичу Черткову.

Стратегический путь

В наполеоновское нашествие, особенно перед посещением Воронежа Александром I в 1813 году, власти снова озаботились дорогой на Москву. Император, проехав по ней, заявил во всеуслышанье: «Кавказский тракт весьма нужен государству, и его следует замостить камнем, как это делают у себя немцы…»

Кавказские военные события снова делают значимым Задонское шоссе. Заработали по Дону каменоломни. Мягкий известняковый камень, щебенка из ракушечника спасали от большой грязи, но в светлое время суток столб пыли от приближавшегося экипажа и без сигнала был заметен издали. У застав появились фонари и обели удобствам. В Воронеже на Заставе поместили на пирамидах информационные надписи: «Город Воронеж. От Москвы – 515 верст, от Санкт-Петербурга – 1243 версты».

Но шоссе еще не имело в начале XIX века устойчивого дорожного полотна. Дороги были ужасны. Особенно в распутицу и зимнее время. О том, как «заботились» о дороге, можно судить по заметке в «Воронежских губернских ведомостях» 1 февраля 1859 года, где писалось, что «шоссе от Воронежа до Задонска к Ельцу, от Ельца к Ефремову и от Ефремова до села Лопатково будут построены к 1861 году».

doroga3.jpgС 1816 года заведование большими государственными дорогами всецело перешло к ведомству путей сообщения. Для финансирования строительства и содержания дорог был учрежден особый сбор – 25 копеек с ревизорской души. В 1857 году дорога от Воронежа до Задонска на протяжении 83 верст была окончательно устроена и открыта для езды. Шоссе пролегало по песчаным, песчано-глинистым, черноземным и черноземно-глинистым грунтам, «на нем устроено 24 моста из дубового леса, 30 каменных водосточных труб, 222 проездных через шоссейные канавы маленьких мостиков и 2 заставных дома для шоссейного сбора».

От Москвы до Воронежа почтовые станции содержало государство. А от Воронежа до Ростова содержание дороги подрядился в середине ХIХ века исполнять потомственный почетный гражданин В.И. Веретенников. Он и отвечал за грузы и почту. Особенно в Крымскую войну проезд по его «платной» дороге принес ему хороший барыш. Да и от тех, кто отправлялся лечиться на Кавказские воды, тоже поимел немало.

С 1861 по 1900 годы это было второе по протяженности шоссе в России после Киево-Брестского. Дороги второго класса, к которым относилось Воронежское шоссе, должны были устраиваться и содержаться за счет земских повинностей. Ширина этих дорог определяется в 30 саженей и сооружать их рекомендовалось следующим образом: «Все большие тракты должны быть снабжены шоссе не весьма широкими, легких профилей, без всяких излишних издержек, но прочных, елико можно, с каменными и чугунными мостами; в тех же местах, где нет удобства к построению шоссе, не делать больших земляных насыпей, а в степях, где нет материалов, оставлять дороги в натуральном виде, аллей по оным не разводить, но там, где для безопасности от вьюг нужны особенные знаки для проезжающих, рассаживать в некоторых расстояниях друг от друга клумбы деревьев или сеять посевы кустарника, в степных же местах делать кучи из земли или каменьев, ставить шесты и т.п.».

Продолжение статьи читайте в июньском номере журнала «ШЕФ» в Воронеже

Номер: №106 июнь 2012. Сердце Вашего Дома

Текст: Владимир Елецких 
rightb.png

Войти на форум


Издательский дом “Социум”, 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11Б E-mail: rdw@rdw.vrn.ru