pressa.jpg



prezident.gif


Ваши планы в этом году:
развивать бизнес по всем направлениям
удержать занятые позиции
расширить штат сотрудников
сменить сферу деятельности
продать бизнес и начать новый

Результаты опроса

Подписка

Здесь вы можете подписаться на рассылку журнала "ШЕФ". Введите имя и ваш e-mail и нажмите “Подписаться”

Имя

E-mail



Да, были люди…

 
В старину говаривали, что дарителю воздастся сторицей на том или этом свете. Мол, не оскудеет рука дарящего.

О чем речь, господа!
Взять, к примеру, Думу. В том смысле, что избранные люди – ныне депутаты, а раньше – гласные, устанавливают правила или законы, сами их распространяют на избирателей и контролируют исполнение. Здорово сказал? Так вот, когда никак эти гласные не могут договориться, то их главный, к примеру, ведущий собрание председатель, брал в руку колокольчик и громыхал или звонил в него до тех пор, пока на него не обращали внимание и не успокаивались. Колокольчик у него был всегда наготове, и действовал председатель им, памятуя о том, что прислан серебряный глашатай окончания распрей воронежской городской Думе еще самой Екатериной II! И посему он всегда блестел, натираемый обслугой до зеркального вида и звонил громко и мелодично. Впрочем, бывали в наших краях и не менее важные подарки. Особенно это касалось церковных храмов. Хотите примеров? Так вот вам одна история. И связана она с другим самодержцем.


Петровская икона-раковина
Хранился один подарок в городе Павловске, что ниже Воронежа на Дону, подаренный самим Петром I. Да такой, что и поныне копию того подарка в этом городе почитают как святыню. Сказывают, что взяв Азов, а было это в 1696 году, донесли царю, что в развалинах побежденной крепости нашли икону православную, да не простую, а весьма примечательную. Как к мусульманам попала вещица – неизвестно. Повелел царь доставить ему ту икону. Была она удивительно искусно выполнена на перламутре морской раковины, практически внутри ее. Икона «Знамение Божией Матери» так поразила русского царя, что повелел он хранить ее как святыню. А затем приказал построить в Азове храм православный и поместить эту икону в киот храма на видное место. Почти пятнадцать лет местное духовенство окормляло православных азовцев, и та икона христианская была на самом почетном месте. А когда в 1711 году Азов вернули туркам, повелел царь Петр передать ту икону в собор Осередской крепости, и наречь Павловском новый город. В двадцатых годах девятнадцатого века икона «Знамение Божией Матери» была помещена в большой золоченый лучеобразный киот и поставлена над Царскими воротами…
В большевистские времена безбожья была утрачена. То ли сгинула под чекистским сапогом, то ли еще куда пропала. Только вспомнили о ней и сделали копию. И выставлена эта копия в Покровском храме города и ныне она самая чтимая прихожанами храма.

Воронежские церкви строены на деньги меценатов
Повторюсь, ненароком: в большевистские времена безбожья были утрачены многие церковные святыни, подаренные горожанами. Да что иконы или драгоценная утварь, даже храмы! К примеру, церковь Святого Самуила, построенная по обету и на средства воронежского купца Мещерякова в 1822-1824 годах, «приказала долго жить». Теперь на этом месте дворец спорта «Юбилейный». Владимировский красавец-храм, как рассказывают, тоже был устроен на пожертвования многих горожан. Особенно трогательно вспоминали одну особу.
Как пишут краеведы: «Смерть вдовы унтер-офицера Кадетского корпуса Евдокии Григорьевны Вишняковой, случившаяся 21 ноября того же года (1899) в богадельне при Чугуновской церкви, привлекла внимание газет: все свои деньги она завещала на строительство Владимирского собора». Да только недолго шла служба в том храме. Открыли его в 1918, а уже в 1931 году на месте взорванного собора устроили в Воронеже Комсомольский сквер…
Не только на водопровод и уличное освещение жертвовали местные богатеи. Заботились они и о духовном. К примеру, сохранилась в Воронеже Ильинская церковь, в которой крещен поэт Алексей Кольцов. Так о ней пишет историк А. Акиньшин: «В 1767 г. началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 г. епископ Тихон II освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 г. Еще один придельный алтарь в трапезной – в честь мученика Антипы — устроен в 1810-1812 г. на средства купца И. Рындина. Деньги на создание иконостасов в приделах пожертвовал купец Н. Рубцов. Как отмечал в конце минувшего века Д.И. Самбикин, заботами старосты А. Петрова Ильинский храм «благолепно» украшен, его интерьер лучший в Воронеже: стены отделаны под мрамор и покрыты росписью. Внимание прихожан приковывали великолепные иконы, среди них Божия Матерь, написанная в XVIII в. и одетая в 1847 г. серебряной ризой в память об избавлении города от холеры, а также иконы священномученика Антипы и благоверного князя Александра Невского».
Возьмем в пример еще одну действующую воронежскую церковь – Тихвино-Онуфриевскую: построена она на средства купца Потапа Никитича Гарденина (1689-1746 гг.) сначала как домашняя церковь...


О церковных раритетах и святынях
Пусть не сердятся на меня читатели, но мне было однажды грустно от выставленных не буду говорить в каком нынешнем храме «подарков» от нынешних посетителей церкви. Чего там только не было! Колечки и перстеньки, сережки и цепочки, эта настоящая выставка современного ювелирного производства как-то настроила меня на некоторые размышления кощунственного характера. Весь этот презренный металл, наваленный на черный бархат под стекло, не очень-то вписывается в строгую церковную «стильную» обстановку. Что будут делать с этим «металлоломом» служители церкви – непонятно. Впрочем, это, конечно, не мое дело…
Обратимся еще раз к историку Александру Акиньшину, который пишет об Адмиралтейской церкви: «В апреле 1700 года Петр I спускал на воду 58-пушечный корабль «Божье предвидение», он же «Предестинанция». Из Москвы прибыли царевна Наталья и царевич Алексей. В честь их благополучного приезда в присутствии царя в Успенском храме состоялось торжественное богослужение, которое совершал святитель Митрофан. Такое же торжество состоялось при спуске кораблей в 1703 году.
Таким образом, Успенский храм является памятником, связанным с историей кораблестроения в России.
В 1711 году строительство кораблей прекратилось, царские постройки быстро пришли в ветхость и погибли в пожаре 1748 года. Но церковь Успения сохранилась и стала приходской.
В 1803 году построена трехъярусная каменная колокольня и трапезная с двумя приделами: Богоявления Господня и преподобных Антония и Феодосия Печерских. В храме хранились многие боевые награды воронежцев – участников Отечественной войны 1812 года, шпага вице-адмирала А.Н. Сенявина, командующего Азовской военной флотилией, с 1844 года – боевые знамена Воронежских гренадерского и егерского полков».
Вот это были ратитеты! Пожалуй, на этой торжественной ноте я и откланяюсь, читатель. Обо всем не напишешь! Уж очень у нас много святынь и раритетов по церквям хранилось. Где это теперь?

Владимир Елецких  
rightb.png

Войти на форум


Издательский дом “Социум”, 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11Б E-mail: rdw@rdw.vrn.ru