pressa.jpg



prezident.gif


Ваши планы в этом году:
развивать бизнес по всем направлениям
удержать занятые позиции
расширить штат сотрудников
сменить сферу деятельности
продать бизнес и начать новый

Результаты опроса

Подписка

Здесь вы можете подписаться на рассылку журнала "ШЕФ". Введите имя и ваш e-mail и нажмите “Подписаться”

Имя

E-mail



Ключи от счастья нашлись в Воронеже

 
Нашей землячке, родившейся 11 февраля 1861 года в Воронеже, ругаемой и почитаемой современниками писательницы, повезло стать скандальной первооткрывательницей темы женской эмансипации в отечественной литературе рубежа ХIХ-ХХ веков.

Необыкновенную популярность принесли Анастасии Алексеевне её многочисленные романы на щекотливую тему, особенно «Ключи счастья», воспринимаемые некоторыми критиками той поры как символ пошлости, вульгарщины и порнографии.

В своей биографической книге «Моему читателю», вышедшей ещё в 1908 году, Анастасия Вербицкая расскажет о жизнив Воронеже. Родилась в семье потомственного дворянина, командира батальона местных кантонистов. Отец её – командир губернского батальона, подполковник Алексей Абрамович Зяблов. Мать – Мария Зяблова – была родственницей самого Мочалова и играла в местном театре. Анастасия Алексеевна училась в Московской консерватории по классу вокала, затем работала учительницей музыки, регентом хора в Елизаветинском институте, занималась журналистикой и писала рассказы. Блестящее образование и несомненный талант, отмеченный Горьким и другими собратьями по перу, создали ей славу писательницы прогрессивного толка. А один из критиков даже опасался, что по популярности у рядовых читателей она может превзойти самого Льва Толстого. Сама же Вербицкая писала: «Меня читают шибче Толстого! Меня читает вся Россия – студенты, курсистки, вообще интеллигенция, читают также рабочие, ремесленники, приказчики и вся демократия». А Корней Чуковский негодовал, что она ставит «своё бульварное имя в один ряд с именами Михайловского, Горького, Андреева, Сологуба, Куприна и Валерия Брюсова». Издеваясь над ней, он скажет: «Что бы это был за роман, если бы в нём тонкие ноздри не вздрагивали! Глаза всегда сверкают, щёки постоянно пылают. Это же не люди, а ракеты какие-то».ПОПУЛЯРНОЕ ЧТИВОКак бы то ни было, а к 1915 году общий тираж произведений Вербицкой составлял около полумиллиона экземпляров. Это была колоссальная цифра! Более двадцати её крупных произведений огромными тиражами разошлись по стране. В числе заслуг – финансирование перевода на русский язык двадцати книг нашумевших европейских авторов с говорящими названиями: «Третий пол», «Право на любовь», «Ницшеанка», «Свободная любовь» и других. «Ключи счастья» во многом щекотали обывательские нервы. По мнению Лоры Энгельштейн: «Роман, который был задуман как гимн сексуальной свободе новых женщин той эпохи, описывал три самоубийства, включая самоубийство и самой героини, которая накладывает на себя руки вследствие несостоятельности своей любви и эмоциональных границ успеха».Маня Ельцова, его главная героиня – плод внебрачной связи. Истеричка, но образованная и вполне артистичная девица, сложившаяся в части сексуального самовыражения. В годы учёбы она отвергает сексуальные домогательства своей одноклассницы – подобная лесбийская сцена была тогда модной в любовных романах, но, как натура страстная и пылкая, при каждом удобном случае воспламеняется любовью к мужчинам. Впоследствии Маня встречает одного революционера, и тот объясняет ей, «что женщины должны отдаваться физическому наслаждению, не становясь одновременно рабами любви, что способность личности к самостоятельным ответственным решениям, независимым от внешнего давления, и удовлетворение полового чувства без эмоционального влечения и представляют собой «ключи счастья». Изменяя сразу нескольким мужчинам, по её мнению, одинаково любимым, Маня Ельцова живёт в романе по принципу «люблю саму любовь». Поведение в постели, сцены изнасилования, эротика на сцене, где Маня по подобию реального прототипа знаменитой Айседоры Дункан танцует для иностранных зрителей в тунике из прозрачной ткани, любовь, доводящая до самоубийства, – всё это заставляло миллионы читателей снова и снова ждать продолжения истории с новыми экстравагантными похождениями эмансипированной и любвеобильной Мани Ельцовой.
В то же время выходят в свет пародии и «продолжения» романа, такие как «Любовные похождения m-me Вербицкой» графа Амори, изданные в 1915 году, его же более ранние «Новейшие любовные похождения m-me Вербицкой», небезызвестный опус М. Ельцовой «Отмычки счастья», одна попытка пародии С. А. Никитина «Ключи несчастья».ВЕРБИЦКАЯ И КИНОНо именно «Ключи счастья» в шести книгах на 1400 страницах подвигли молодую кинематографическую индустрию выпустить на экраны в 1913 году первую российскую многосерийную немую «мыльную оперу» – двухсерийный фильм с одноимённым названием в десяти частях. Состоялась удачная совместная работа двух кинорежиссёров: будущего заслуженного деятеля искусств РСФСР Якова Александровича Протазанова и будущего народного артиста СССР Владимира Ростиславовича Гардина. Ещё нельзя не вспомнить об участии в этом фильме Ивана Петровича Кавалеридзе, будущего народного артиста Украины. В то время он был известным художником и скульптором, приглашённым для участия в съёмках «Ключей счастья» в качестве опытного специалиста. Съёмки фильма фирмой Тимана и Рейнгардта велись не только в Москве, но и в павильонах под Киевом на Сырце, и даже в Венеции. Большой знаток российского немого кино Ромил Павлович Соболев напишет о картине так: «В то же время режиссура, актёрская работа, изобразительная сторона фильма превосходили всё, до тех пор виденное русским кинозрителем, – вспомним, что лучшие фильмы Протазанова и живописные постановки Бауэра относятся к более позднему времени. И по метражу «Ключи счастья» – около 5000 м – были необычной картиной, открывавшей новую страницу в русском кино».

В роли Мани Ельцовой в «мыльной опере» снялась кинодива Ольга Преображенская, будущая жена В. Р. Гардина. Это потом, в советское время, она войдёт в энциклопедию кино как актриса, режиссёр, сценарист, получит в 1935 году престижное звание заслуженного деятеля искусств, а тогда это была неизвестная провинциальная актриса, выпускница студии МХТ 1906 года. Её партнёром в «Ключах счастья» выступил актёр МХАТа Владимир Васильевич Максимов (1880-1937 гг.). У Максимова это была не первая роль в кино, и зрители уже успели полюбить этого талантливого и интересного артиста. Красавец и модник, с манерами ловеласа, прослывший «томным франтом», он был на слуху у женского пола. Его герои и манера игры заставляли зал напряжённо следить за незатейливыми сюжетами. Амплуа героя-любовника сделает из актёра кумира публики, «короля экрана» – именно так называла его дореволюционная пресса. В 1925 году за заслуги на театральном поприще он станет заслуженным артистом РСФСР. Фильм с успехом прошёл на российских экранах. В книге «Рассказы о кинематографе старой Москвы» В. П. Михайлов пишет: «Скандальные фильмы «Леда» А. Каменского и «Ключи счастья» по роману А. Вербицкой сначала везде запретили, потом разрешили, а где-то не показали совсем». М. Арлазоров в своей книге о Протазанове даст такую характеристику сценарию фильма и самого произведения Вербицкой: «Галерея патологических типов, бесконечные рассуждения о вырождении, на национальные и политические темы. Всё это сбилось в огромный, донельзя запутанный клубок, через который проходит красной нитью секс…».

Сам фильм снимался три долгих месяца, и бюджет его был весьма велик, но и жертвы были не напрасны: гонорары от владельцев картины авторам фильма составили огромные величины – только Гардину было уплачено 2,5 тысячи рублей. Довольный Гардин потом скажет, что укрепилась вера в создание полноценного отечественного кино. Протазанов впоследствии вспоминал: «…эта картина, имевшая большой успех, потянула за собой и другие серийные ленты». Было решено выпускать цикл картин «Золотой серии», обозначив жанр как «салонно-психологический» фильм.

Буквально «золотой дождь» пролился и на удачливых кинофабрикантов. Тиман и Рейнгардт на полученные доходы заново оборудовали свою кинофабрику, билеты расхватывались и перепродавались, а люди были готовы стоять в проходах, лишь бы попасть на сеанс. А что творилось в Государственной Думе! В. Пуришкевич, лидер Союза Михаила Архангела, по выходу фильма потребовал снять его с проката. Министерство народного просвещения запретило под угрозой исключения из гимназии посещать киносеансы «Ключей счастья». Пресса с вдохновением описывала бдительность некоего ревнителя нравов из Балашова Саратовской области, изловившего во время показа фильма одну из местных гимназисток. Её исключили из гимназии, несмотря ни на какие просьбы,мольбы и слёзы. Но менялись тенденции в кино, были дописаны последние строки этого большого произведения, и публика требовала продолжения киносериала. Анастасия Вербицкая высоко оценила работу кинематографистов, написав в первом номере журнала «Сине-фоно» за 1913 год, что «выше всяких похвал игра Максимова», что он играет «сейчас так, как со временем все научатся играть для кинематографа, всё выражая мимикой без подчёркивания и шаржа, слова заменяя жестом, но опять-таки без усиленной жестикуляции и ненужной досадной суетливости». Высокая оценка фильма по книге Вербицкой не раз ещё обращала внимание режиссёра Гардина на постановку других картин по её произведениям, таких как «Вавочка» (1914 г.).В 1917 году писательница Анастасия Вербицкая вместе с режиссёром Б. Светловым сделала новый фильм. Он получил тогда название по последней, пятой части «Ключей счастья» – «Победители и побеждённые» и шёл на экранах уже с этим названием. К сожалению, не уцелела ни одна его копия.ЧИТАТЬ НЕ ПЕРЕЧИТАТЬПо отчётам библиотеки им. И. С. Никитина и её филиалов, с 1900 по 1914 год А. А. Вербицкая оставалась одним из кумиров местных читателей. Приведём в пользу этого заявления достаточно убедительные цифры. 1914 год приносит Вербицкой первое место (1131). На втором – её давний соперник Лев Толстой с 664 «голосами», на третьем – Амфитеатров (662). Только за тринадцать лет (по отчётам библиотеки Никитина) с произведениями Вербицкой познакомились более 10 000 человек, практически большинство грамотного населения нашего города, интересующегося книгой.
Будем справедливы в отношении нашей знаменитой землячки и подчеркнём с удовлетворением, что сегодня её романы переиздаются большими тиражами и продолжают пользоваться читательским спросом.

Профессор В. В. Журавлёв в послесловии к русскому изданию труда Лоры Энгельштейн «Ключи счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже ХIХ-ХХ веков» пятилетней давности напишет так: «Сегодня, то есть практически век спустя, наша страна оказалась в чём-то в схожей исторической ситуации. И снова мы ищем «ключи счастья», разрываясь (на общенациональном уровне) между, с одной стороны, выгодами и соблазнами личного обогащения немногих за счёт материального обнищания «массы» и духовной деградации общества в целом и, с другой стороны, во многом утопической, пока неподдающейся реализации идеей достижения всеобщего благоденствия на началах духовной гармонии и социальной справедливости…» 
rightb.png

Войти на форум


Издательский дом “Социум”, 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11Б E-mail: rdw@rdw.vrn.ru