Подписка
Здесь вы можете подписаться на рассылку журнала "ШЕФ". Введите имя и ваш e-mail и нажмите “Подписаться”
|
Сергей Коломенкин |
|
В старинных домашних альбомах и у филокартистов можно встретить антикварную открытку начала ХХ века, на которой сквозь обильную растительность проглядывает шпиль строения, слегка напоминающий купол какого‑то храма
щеный тротуар, аккуратный заборчик из штакетника по всей улице — cохранившийся чертеж этого сказочного терема дает яркое представление о строении, где жило семейство инженера-механика Сергея Николаевича Коломенкина (около 1853) из купеческого сословия, но имевшего личное почетное гражданство в г. Воронеже. Выпускник Воронежской мужской гимназии, он окончил в 1876 году Московское техническое училище. Стал инженером-механиком. Молодой специалист приглянулся предпринимателю Вильгельму Столлю, который с 1869 года развивал в Воронеже заводское дело. Его завод находился на этой же улице, и поэтому заводской гудок с детства был знаком Сергею. Да и на заводе уже работал его брат Александр, сын которого Николай прославит Россию в 1908 году как первый олимпийский чемпион. Успешное продвижение по службе, активная жизненная позиция, добрейшая супруга Анна Федоровна — все это создавало Коломенкину доброе имя. Молодой инженер с 1879 года занял крупную должность директора-распорядителя Товарищества механического завода «В. Г. Столль и Ко». С 1897 года он трижды избирается гласным Воронежской городской Думы, в различные общественные организации, становится активным воронежским благотворителем. Как гласный Думы после активизации еврейских погромов в преддверье первой русской революции вместе с многими думцами в июне 1905 года он подписывает «адрес» к Николаю II с такими резкими выражениями, как: «положение России стало невыносимым…», «…полицейская власть получает неограниченные полномочия…» Сдружившись с местной интеллигенцией, врачами и педагогами, при поддержке заводской технической элиты семейство Коломенкиных много времени уделяет благотворительным делам. Благотворительность семейства Коломенкиных С 1901 года Сергей Николаевич выступает как председатель школьной секции, затем товарищества представителей Воронежского отделения Русского общества охранения народного здравия, один из инициаторов благотворительной медицинской помощи населению (в первую очередь детям), открытия санаториев. На средства С. Н. Коломенкина и его жены Александры Федоровны в 1900‑х гг. выстроены помещения в летней детской колонии «Общества охранения народного здравия». Он пишет статьи по проблемам благотворительности, организации детского труда и отдыха. Работу по созданию детских учреждений в селах и деревнях в те годы вели земства. Но открытые ими ясли, летние детские площадки, подготовительные школы не удовлетворяли ни в какой степени существующей потребности в организации дошкольного воспитания крестьянских детей. Содержание этих яслей, устраиваемых только на самую горячую рабочую пору, обходилось чрезвычайно дешево. По расчетам земского санитарного врача Н. И. Тезякова, близкого знакомого С. Н. Коломенкина — заведующего санитарным отделением и членом Воронежской губернской земской управы (1897-1903), в Воронежской губернии ясли были открыты в среднем около 20 дней (с начала июля). В общей сложности в них было 1453 ребенка, т. е. в день в среднем 56 человек; устройство яслей стоило от 3 руб. 80 коп. до 195 руб., и в среднем содержание каждых стоило около 111 руб., на ребенка в день от 4 коп. до 27 коп. В «Памятной книжке Воронежской губернии» за 1909 год сообщается об открытии в Воронеже первых в истории города детских яслей. В своем журнале врач Тезяков писал, что, к сожалению, население отнеслось недоверчиво к открытию яслей. Например, в селе Никольском Богучарского уезда ясли не смогли открыть, так как население усмотрело в них «дело антихристово, который де таким образом будет прельщать христиан!» В 1903 году в Воронеже по инициативе земства выходит на 180 страницах печатный труд по опыту организации дошкольного воспитания: «Деревенские летние ясли-приюты в Воронежской губернии летом 1902 года». В обсуждении этого труда принял и С. Н. Коломенкин. Иногда земства вводили в план занятий на летних учительских курсах лекции по дошкольному воспитанию, практические занятия по подвижным играм и занятиям на детской площадке. Учительницы, окончившие эти курсы, в дальнейшем открывали иногда в селах и деревнях летние детские площадки, выступали сотрудницами детских садов. В 1902 году Сергей Николаевич Коломенкин выступает как устроитель детского сада нового типа в Воронеже. В этом детском саду организаторы внимательно следили за рекомендациями ученых, особенно П. Ф. Каптерева. Главным предметом занятий детей, посещающих детский сад первый год, должны быть общие игры и как отдых от них — рассказы и другие простейшие упражнения. Дети очень подвижны; они еще не способны долго слушать рассказы и сидя заниматься ручными работами. Занятия в детском саду должны служить и физическому развитию ребенка. В первый год им предоставлялась полная свобода для совместной игры, чтобы они не чувствовали резкого перехода от семьи к детскому саду. Это была своего рода пропаганда философии свободного образования и воспитания, разработанная графом Л. Н. Толстым. Талантливый философ-педагог П. Ф. Каптерев впервые в истории русской дошкольной педагогики сделал попытку определить, как должна усложняться воспитательная работа в детском саду в связи с возрастными особенностями детей. Для детского сада Коломенкин приглашает в Воронеж выпускницу лестгафовских столичных курсов госпожу Кравцову, набирается штат «садовниц». А перед самой кончиной в старом Думском саду начинает строительство нового здания. В те же годы Сергей Николаевич Коломенкин становится организатором Общества попечения о детях и убежища для беспризорных детей при этом обществе… Филиал «строгановки» с именем инженера В 1906 году, после его кончины, в столице выходит брошюра, посвященная С. Н. Коломенкину, «Сеятель доброго, вечного….», где самые искренние слова о нем написали воронежцы, близко знавшие мецената и инженера. Добрые дела и открытость составили в обществе об этом человеке самые теплые воспоминания. В 1907 году в Воронеже Александрой Федоровной Коломенкиной была учреждена художественно-ремесленная учебная мастерская имени С. Н. Коломенкина. Учебное заведение, в котором готовили квалифицированные кадры для художественной промышленности, обосновалось в старом Думском саду. Старенькое здание бывших касс принадлежало городу и располагалось на Большой Московской улице неподалеку от бывшего здания управы и Думы. Вдова благотворителя однако же проявила инициативу и в 1909 году выделила средства на строительство нового кирпичного здания мастерской, дабы создать удобства ее воспитанникам. Отбор в учебное заведение был серьезным. В художественно-ремесленную учебную мастерскую плотнично-столярного и картонажного дела им. С. Н. Коломенкина (а иногда и так называли ее в Воронеже) принималась только грамотная и способная к специальности молодежь. А вот выходили оттуда не только специалисты плотники, столяры и прочие высококлассные токари и картонажники. К примеру, известный воронежский спортсмен, ветеран первых лет становления воронежского футбола Иван Артемьевич Переварко — один из его выпускников. Вот что пишут о нем на сайте www. fanclub-fakel.ru фанатов воронежского «Факела»: «В 1910 году Ваня Переварко окончил Воронежское пятилетнее приходское училище и поступил в Воронежскую художественно-ремесленную мастерскую имени С. Н. Коломенкина, которую он впоследствии закончил с хорошей успеваемостью. В эти годы как раз и приобщился к футболу молодой Иван Переварко. Пример яхт-клубовцев и ребят из Троицкой слободы не прошел даром, со спортом он сдружился на всю жизнь. В 1915 году Иван Артемьевич, уже ставший подмастерьем столярно-токарного ремесла, — центральный хавбек — капитан «Веги»… Его хотели видеть в своих рядах и «Фортуна», и «Штурм». Он же, отдавая предпочтение последнему, заботился о развитии всего воронежского футбола, участвуя в работе Советов физкультуры города и губернии. …В годы Великой Отечественной войны, по заданию обкома ВКП (б), он создал пункт подготовки радистов-разведчиков, а после занятия Воронежа немецко-фашистскими войсками был эвакуирован с семьей в Андижан, где прожил два года. Вернувшись домой, Переварко работал на различных руководящих должностях в городском и в областном комитетах по делам физкультуры и спорта. Выйдя на пенсию, в 1958 году, Иван Артемьевич вел большую общественную работу по популяризации футбола». Умер ветеран воронежского спорта Иван Артемьевич Переварко в декабре 1972 года и похоронен на Юго-Западном кладбище. Биография известного художника начала ХХ века В. П. Трофимова более десятилетия связана с Воронежем. Вот факты из его биографии: «С 1911 года до 1922-го в Воронеже В. Трофимов был заведующим и творческим руководителем художественно-ремесленного училища им. С. Н. Коломенкина, филиала Строгановского училища. В Историческом музее в Москве хранится этюд В. П. Трофимова, посвященный приезду императора Николая II в Воронеж в начале Первой мировой войны. Работы В. П. Трофимова этого периода хранятся также в Воронежском краеведческом музее. Трофимов неоднократно участвовал во всероссийских конкурсах художественной промышленности в Москве и Петербурге в 1900‑1916 годах, удостоен первых премий. В 1916 году принял участие в открытии Московского Товарищества художников. В 1918 году посылает из Воронежа три картины на выставку в Москву. В начале 1920 года к В. П. Трофимову обратились члены комиссии профессора Ю. Успенского. Энтузиасты возрождающегося Археологического общества (прообраза Общества охраны памятников истории и культуры) задались целью спасти уходящую городскую натуру, для ее изучения, описания, воссоздания привлекли к делу, помимо местных художников, и знаменитого художника А. М. Васнецова. Трофимов написал серию картин, изображающих старый Воронеж и строительство военных кораблей на Петровских адмиралтейских верфях, внимательнейшим образом изучив для этого документы из городского архива и сумев «привязать» к местности описания и изображения уже несуществующих к этому времени зданий. Так, картина «Успенская церковь с домами Меньшикова и Апраксина в петровское время» была написана на основании старинной гравюры. Эта работа, а также некоторые другие («Цитадель, или адмиралтейство в городе Воронеже эпохи Петра», «Дворец (дом) Петра Великого в Воронеже», «Постройка кораблей в Воронеже»), хранились в Воронежском губернском музее (теперь музей им. Крамского) и были опубликованы в качестве иллюстраций к книге «Старый Воронеж». В 1924 году семья переехала в Омск, где В. П. Трофимов был назначен заведующим живописным отделением Врубелевского художественного техникума и, помимо этого, стал руководителем филиала общества «Новая Сибирь…» В мастерской им. С. Н. Коломенкина преподавали многие знаменитости. Известные художники того времени привлекались для сотрудничества с преподавательским составом воронежского «строгановского филиала». История этого учебного заведения еще ждет своего благодарного исследователя.
Владимир Елецких |
|
|